27 мая 2025 года заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин выступил с докладом на итоговом заседании Коллегии Минсельхоза России.
- Уважаемые товарищи.
Я хочу сказать: такой формат проведения коллегии, наверное, дорогого стоит.
Мне довелось работать со многими министрами, как и некоторым из присутствующих здесь, в зале. Возглавляя госплемзаводы, я имел честь работать с выдающимися министрами, такими как Месяц Валентин Карпович, Александром Александровичем Ежевским и другими.
Коллегии были разными: бывало, с них уходили с выговорами, бывало — с потерей должности. А сегодня совсем другая атмосфера — атмосфера доверия, атмосфера доброжелательного отношения друг к другу.
Я вот так думаю, сравниваю: а что даёт больший эффект — то жёсткое, строгое или вот такой подход?
Наверное, истина где-то посередине. Вот к нашей доброте, к нашему доверию, мне кажется, на таких мероприятиях нужно бы добавлять и немного строгости.
Очень правильно, что сегодня наши лучшие губернаторы выстроили такую модель показа своей работы.
И действительно, вот Краснодар — за последние 10 лет, когда мы говорили, что нужно учиться беречь земли сельскохозяйственного назначения,не только сельхозугодия, не только пашню и заниматься плодородием почв — это были не просто слова.
Ещё 10 лет назад, понимая, что кубанские чернозёмы деградируют, в регионе приняли решение и начали наращивать не только объёмы молока, а в первую очередь — объёмы органики, чтобы спасти чернозёмы.
Ученые били тревогу и выступали настойчиво по этому поводу на аграрных форумах.
И губернатор, и Дума приняли решение, выделили миллиарды рублей на поддержку молочного животноводства, на увеличение поголовья, на развитие генетики и селекции.
И в итоге получилась системная, целостная работа, основанная на добром диалоге.
Когда такое было, чтобы Краснодар занимал второе место за всю историю по производству молока? Да никогда такого не было! Московская область производила 2 миллиона тонн, Ленинградская область, другие регионы — а когда такое было чтобы третье место занимала Башкирия, второе — Татарстан.
Я это говорю потому, что у них (у таких регионов) многие наши губернаторы могут и должны брать пример для подражания.
Уважаемые товарищи, я хотел бы обратить внимание: мы пятый год завершаем пятилетку.
Да, мы говорим, что у нас есть прогнозы, но все мы на самом деле очень серьёзно занимаемся планированием.
И Дмитрий Николаевич, и Оксана Николаевна — в своих выступлениях как раз об этом говорили, приводя сравнительный анализ, конкретные цифры.
Вот если мы посмотрим на данные, то хочу обратить внимание на индекс, с которым мы работаем в АПК последнее время.
Он у зернобобовых — в среднем за 4 года, составил 115% по зернобобовым, по масличным культурам — 143%.
Ниже на слайде видно, где мы проседаем. И в целом, я ещё раз хочу сказать об этих темпах.
Они вроде бы и неплохие, в сравнении с другими отраслями отличные, но вот Дмитрий Николаевич назвал ориентир — 170 миллионов тонн. Это уже другой уровень.
И к 2021 году, даже если прибавить рост 25%, —если смотреть в среднем за всю пятилетку, то действительно нужно выходить на 170–180 миллионов тонн. Именно туда нам и нужно стремиться.
Значит, те 15% роста, которые мы сейчас видим, нас не устраивают. Нам необходимо усиливать, укреплять, а где-то даже удваивать нашу работу — через весь тот комплекс мероприятий, который сегодня здесь был озвучен. Особое внимание обратить на производство и закупку овощей и картофеля.
И мы должны расписать цели по годам и точно понимать, как выполнить поручение и просьбу нашего Верховного главнокомандующего — Президента Российской Федерации.
Если мы больше не называем крестьянство "чёрной дырой”, если сегодня говорим, что сельское хозяйство — это драйвер, локомотив экономики, значит, мы должны, как говорится, лечь костьми, но достичь поставленных показателей.
Исходя из этого, есть над чем всем нам задуматься, особенно в части урожайности, где, по большому счёту, все ключевые составляющие понятны.
Вот ниже можно посмотреть слагаемые успеха, вот тут и Краснодар, и Орёл, и, и Ростов, все слагаемые известны. Это и кадры высококвалифицированные и научно обоснованный севооборот, тут и семена, и удобрения, и техническая вооружённость. Вот тогда все получаются, все видно, все понятно.
Уважаемые товарищи,
Мы не сможем добиться результата, если будем ориентироваться исключительно на качественные показатели, без ввода в оборот заброшенных земель. В АПК действует соответствующая государственная программа.
Сейчас завершается срок, в течение которого мы должны были ввести в оборот 4,5 миллиона гектаров, согласно исходному паспорту. Сегодня была озвучена цифра — всего 2,5 миллиона. Фактически введено около 2,4 миллиона в севооборот, то есть добавлено лишь 1,5 миллиона гектаров. Именно на такую площадь увеличили посевной клин.
В этой связи нам необходимо активизировать работу по вводу земель в сельхозоборот. Пример Краснодарского края показателен: там задействуют не только заброшенные участки, но и находят возможность привлекать земли через поселения.
Даже в таком благоприятном для земледелия регионе понимают: без увеличения посевных площадей с поставленными задачами справиться будет крайне сложно.
Между тем, мы с вами не достигаем программных целевых индикаторов. А их необходимо выполнять.
Уважаемые товарищи,
Согласно утверждённому паспорту, к 2030 году необходимо ввести в оборот 13,5 миллиона гектаров. Однако на практике предпринимаются попытки сократить финансирование этой задачи. Экономические ведомства, включая Минфин, стараются урезать объёмы поддержки. Но нас это устраивать не должно. Мы обязаны добиваться выполнения целевых показателей в полном объёме.
Если мы обратим внимание на животноводство, на первый взгляд — картина благополучная. Показатели в целом положительные, планы выполняются, можно было бы даже поаплодировать.
Но при этом есть тревожные сигналы. Например, наблюдается снижение поголовья крупного рогатого скота — почти на 6%.
Дмитрий Николаевич назвал конкретную цифру —к 2030 году необходимо увеличить производство на 4,9 миллион тонн. И при текущих тенденциях сделать это будет крайне непросто.
Надо учитывать, что приведённые данные — это только по организованным хозяйствам. А из общего объёма в 33,2 миллиона тонн молока, 10 миллионов тонн приходится на личные подсобные хозяйства.
Помимо личных подсобных хозяйств, в этом резерве — и фермеры. И если считать от общего объема производства молока, то нам необходимо прибавить 10 миллионов тонн, чтобы выйти с нынешнего уровня потребления — 250 килограммов на человека в год — на научно обоснованную норму в 325 килограммов.
Это не просто статистика — это вопрос продовольственной безопасности и здоровья нации. Нам пора разобраться с мыльными пузырями, мы должны знать правду в отрасли.
Именно поэтому наш комитет постоянно настаивает на создании полноценного федерального проекта. Без участия губернаторов эту задачу не решить. Я в этом глубоко убеждён.
И говорю об этом не понаслышке.
Хотим мы этого или нет, но нам необходимо выйти на решение этой задачи. Без наращивания дойного стада — с устранением всех «надутых» цифр и мыльных пузырей — мы не справимся.
Речь идёт не только о продуктах. Это круглогодичные рабочие места, это органические удобрения и здоровье нации, это полноценное развитие села.
Уважаемые товарищи,
В целом ещё раз хочу отметить: у нас действительно хорошие показатели, и на первый взгляд всё выглядит позитивно. Но я бы хотел вместе с вами заглянуть вперёд — к 2030 году, оценить ситуацию в динамике, исходя из текущих позиций.
Вы хорошо знаете, что в обществе звучат противоположные оценки. Одни говорят: село пропало, всё гибнет, деревни исчезают, никто там не живёт. Другие, напротив, уверяют, что всё хорошо и развивается. Но истина, как всегда, посередине — и те, и другие не до конца правы.
Но мы одно должны все твердо усвоить что пространственные связи важны России и без русского села, кубанской станицы, кавказского аула, сибирского хутора, никто не обеспечит единства и процветания нашей великой страны.
Надо видеть реальные рычаги и тенденции, которые уже сформировались — как благодаря работе министерства, так и в рамках государственной политики в целом.
В этом контексте мы видим результаты Комплексной программы развития сельских территорий. Мы вложились в неё, как и в другие 4 программы, включая ФНТП по сельскому хозяйству.
Все они вместе дают системный, положительный эффект. Но, товарищи, главный вопрос — это сбережение населения. И Владимир Владимирович неоднократно подчёркивал это. Мы с вами также говорим об этом в своих докладах.
Давайте посмотрим на ситуацию реально. Даже не берём 2024 год — возьмём с 2022 и видим что на тот момент сельское население сократилось на 4% к 2005 году, в 2024 году этот процент вырос до 5%.
Почему так происходит? Вы видите на слайде коэффициенты рождаемости, и смертности, и другие показатели. Но возникает вопрос — почему при наличии программ и ресурсов мы всё равно теряем людей на селе? Почему программа урезана к исходному паспорту в 2 раза
Хорошо, что она действует. Программа Комплексного развития сельских территорий. Хорошо, что пошло движение, есть конкретные результаты.
Вот только что были на выездных заседаниях Комитета. Взять, к примеру, Чувашию — регион привлёк почти 5 миллиардов рублей из федеральной казны только по линии КРСТ. А всего регион сумел за этот период туда направить 34 миллиардов рублей.
Только народных проектов — более тысячи, из них почти 400 — это водозаборные узлы. То есть речь идёт не о декларациях, а о реальных, осязаемых делах, которые меняют жизнь на местах. Реализовано 6189 проектов.
Есть уникальные примеры, которые нужно не только поддерживать, но и распространять. Один из таких — проект Хундаевский в Татарстане. Речь идёт о брошенном хозяйстве, которое взял в руки Иван Иванович Казанков. Он начал с нуля, восстановил территорию, построил свыше 100 домов для работающих их уже более 500 человек. Хозяйство стало лучшем в округе. 49 объектов сегодня находится в строительстве.
Татарстан направил в Минсельхоз РФ предложения по обустройству территории, инфраструктуре и другим направлениям. Это не единичный случай — такие инициативы есть, и таким людям нужно помогать, в том числе через программу КРСТ.
Но при этом есть регионы, где до сих пор не выделено ни одного рубля по линии КРСТ. Например, Республика Марий Эл.
Товарищи, застарелые, системные проблемы, от которых не уйти, та же энерговооружённость осталась на прежнем уровне, месяцами убираем урожай несем колоссальные потери.
Посмотрите, за последние три года ситуация принципиально не изменилась. Мы провели анализ — идёт сокращение производства сельхозтехники: комбайнов, тракторов и с/х техники. Что это означает? Очевидно, что крестьяне стали жить беднее. А кто-то просто пришел к выводу: проще положить деньги на депозит — ставка высокая, депозит растёт, всё летит вверх, как ракета, и создаётся ощущение, что у нас в стране всё прекрасно. Убиваем Россию на взлете, а мы аплодируем.
Но к чему это все приводит? К тому, что последние рабочие должны уходить с заводов? Стоят трактора и комбайны, никто их не берёт.
Посмотрите цифры: у нас 155 лошадиных сил на 100 гектаров, у белорусов — 700. Мы об этом говорим не первый год.
Пора действовать.
Этот диспаритет — идиотский, другого слова нет. Один только комбайн или трактор — 23 миллиона рублей. Но кто может это потянуть?
Все мы вместе должны этим заниматься. Не может одно только министерство решать эти вопросы. Если бы Дума и профильное министерство не включались хотя бы в темы ГСМ и удобрений, — у нас был бы уже не кризис, а катастрофа.
Теперь — о бюджете. На первый взгляд — вроде бы есть повод для оптимизма. Бюджет в последние годы растёт, цифры внушительные, формально можно даже порадоваться. Но если мы посмотрим глубже, то сельское хозяйство — это всего лишь 1,3% от расходной части федерального бюджета.
А теперь вспомним: в Советском Союзе доля аграрного сектора в бюджете была не ниже 15%. Вот в этом и кроется главная проблема. И за одну тонну зерна крестьяне могли брать 2 тонны солярки, а сегодня нужно заплатить 6 тонн отборного зерна за 1 тонну дизельного топлива.
Мы можем сколько угодно говорить о том, что агропромышленный комплекс — драйвер, что село — опора страны, но при такой доле финансирования, таком диспаритете… Простите, но мы даже с Богом договориться не сможем, если не обеспечим нормальную поддержку крестьян.
Важная тема в достижении поставленных задач это мелиорация, для понимания масштаба — в Соединённых Штатах Америки мелиорируемых площадей — 70 миллионов гектаров, в Китае — 74 миллиона орошаемых земель.
А сколько было у нас? 13 миллионов гектаров орошаемых земель. А теперь зададим себе простой вопрос: сколько осталось?
Мы теряем ресурс, который напрямую влияет на урожайность, устойчивость к климатическим рискам и общую продуктивность аграрного сектора.
Если не развернёмся лицом к мелиорации — будем просто наблюдать, как отстаём не только от глобальных лидеров, но и от собственного, давно заложенного потенциала.
И вот тут я хочу привести Татарстан в пример — действительно молодцы.
Под 9 тысяч гектаров лесополос, 370 тысяч гектаров, провели известкование, и сейчас запущен большой проект по орошению.
Уже введено 37 тысяч гектаров орошаемых земель — это результат, это системная работа.
А теперь вопрос: почему одни могут, а другие — не хотят?
Почему в одних регионах всё движется, а в других — только разговоры?
Поэтому в целом, уважаемые товарищи, обращаюсь к нашим регионам.
Вы все — симпатичные, крепкие, опытные мужики.
Значит, надо не откладывать, не ждать, а просто вставать и делать. Времени у нас — немного.
Несколько слов о законотворческой работе, мы тоже стремимся вместе с Вами убрать завалы АПК в правовом поле, уже принято 102 закона выстроившие вертикаль управления во всех отраслях АПК. Земельные отношения, ветеринарное и фитосанитарное благополучие, законы о семеноводстве, о зерне, племенном животноводстве, органической продукции, цифровизации, налоговые, бюджетные и многие другие это наш отчет, если за 6 Государственную думу было принято 15 федеральных закона, то на слайде вы видите цифру 102 и главное все они сутевые. Нельзя не отметить, что мы провели итоговые коллегии на высоком уровне по Россельхознадзору и Росрыболовству.
Мы не просто обсуждаем проблемы. Мы принимаем решения, оформляем их в закон и доводим до реализации на местах. В рамках весенней сессии в работе у нас 42 законопроекта — каждый из которых направлен на то, чтобы конкретно помочь нашему крестьянину, фермеру , работнику водной нивы, переработчику, кооператору. среди которых: улучшение выплат кооперативам, контроль цен на социально значимые продукты, поддержка переработчиков через обучение, снижение налогов для овощепереработчиков и так далее и так далее.
Уважаемые товарищи!
У нас министр — энергичная, умная, инициативная, красивая женщина. Но одной её энергии недостаточно. Пришло время каждому из нас подставить своё плечо под ту серьёзную работу, которая требует полной отдачи, чтобы не были скомпрометированы ни наши усилия, ни доверие к нам.
Ещё раз хочу пожелать всем нам успешной, содержательной и результативной работы — по выполнению тех задач, которые перед нами ставят и крестьянство, и Президент Российской Федерации.
Желаю Вам здоровья и удачи!